К 35-летию Картинной галереи Республики Адыгея

Картинная галерея Республики Адыгея была образована в 1980 году как Выставочный зал управления культуры.

За эти годы в Галерее проведено более 300 выставок. К категории актуальных относятся экспозиции из запасников Российской Академии художеств, музеев Абхазии, Северной Осетии и Краснодара. Проведены тематические, персональные и юбилейные выставки произведений современных художников, а также: детского рисунка, фотоискусства и творчества художников-любителей.

Вторым направлением является комплектование. В настоящее время фонд Картинной галереи Министерства культуры РА является одним из крупнейших на Северном Кавказе. Его исключительность состоит в том, что он почти полностью сформирован за счет закупок, предполагающих концептуальный отбор. Этим обеспечена художественная цельность коллекции.

Общее количество составляет около 1500 предметов.

Объемность собрания позволила выстроить масштабную выставку «Современное изобразительное искусство Адыгеи».

Хронологический диапазон включает период от 1974 до 2015 года, поэтому дает возможность проследить историю поступлений.

Первыми стали эстампы серий: «Жизнь» и «Печаль вещей» Феликса Петуваша; «Внучата» и «Времена года» Аслана Куанова; «Робинзонада» Александра Резюкина; «Родные мотивы» Теучежа Ката; «Сад» Александра Егорова, «Детские игры» Махмуда Тугуза, «Дагестанские мотивы» Юрия Кириченко. Это именно те работы, которые явились основой, вошедшей в историю современного искусства, легендарной «Графики Адыгеи».

Средствами офорта, меццо-тинто, литографии были освоены темы времен года, народных обрядов, сказаний.

Последующие поступления расширили тематику и подтвердили высокий уровень искусства графики в республике.

Утрированностью образов серии «Три старика» собственный почерк обозначил Абдулах Берсиров. Нурбий Дидичев циклом «Воскресный день» продемонстрировал эффектность бытового жанра.

Заявившие о себе как графики Ф.М. Петуваш, А.М. Берсиров, Т.М. Кат в дальнейшем развили мастерство и стали ведущими художниками Адыгеи.

Феликс Петуваш в живописи предстает лиричным созерцателем. Объемные панорамы его композиций «Черкесские груши», «Ловля щук» перекрывают изображение незаметного в этом просторе человека.

«Неиссякаемый родник», «Лунная ночь в горах» А.М. Берсирова объединяют колоритность древних памятников и пейзажа.

Неожиданным поступлением 1994 года стали серии «Романтическая абстракция» и «Уходящее столетие» мастера андеграунда Евгения Цея. Листы уникальны. В рисунке лаконичная линия с применением шариковой ручки. В сюжетах переплетение реальных и фантастических персонажей.

Раздел живописи отражает основные современные творческие направления.

Жанровые полотна Павла Амасьяна: «Праздник в ауле Уляп», «В горах» и «Весна Победы» Дмитрия Мельникова написаны для юбилейных выставок и представляют эстетику соцреализма.

Верность остросюжетному жанру сохранил Аслан Куанов. Его полотна «Чужой город», «Переселение Черкесов» трагичны и монументальны.

Работы Владимира Пужелева: «Крыши, освещенные солнцем», «Декабрь» и Петра Филипенко: «Дорога в горах», «Осенний мотив» сочетают гражданственность и поэтичность.

Драматургию панорамных впечатлений раскрывают «Горное озеро» и «Память гор» Владимира Мехеда.

Качества Кавказской художественной школы живописи, воспринявшей логику декоративного искусства, выразил Нурбий Ловпаче в сюжетах «Мегалитический городок Салохаула» и «Адыгский натюрморт».

Султан Умаров работами: «Джемтлохский лес», «Хаджох» в аналогичной методике реконструирует прошлое.

Возможности модернизма исследует Эдуард Овчаренко. «Белые сумерки», «Март», «Два дерева» передают внутреннюю стихию образов благодаря сложным аллегориям и причудливым эффектам перспективы.

К категории лирического пейзажа относятся: «Осенний день», «Плато Лагонаки» Геннадия Назаренко; «Осень в горах» и «Весна» Геннадия Клюжина.

Виталий Баркин сюжетами «Бабушкино окно», «Дворик. Весна» проявил мастерство в камерной композиции.

«Вдова», «Ветер времени», «Золотой всадник» Бориса Воронкина — академические по форме и авангардные по характеру.

Иные живописные принципы у Тиграна Манакьяна. В содержании его полотен: «Из моего детства приходит ко мне белая лошадь», «Театр абсурда» — погружение в философское осмысление творчества, а в особенностях живописной поверхности — тенденция к нематериальной прозрачности.

Интересен раздел декоративно-прикладного искусства.

Это, прежде всего, ковровые изделия Мухарбия Гогунокова. «Красные конники», «Салют Победы» и триптих «Приглашение» сочетают живописные приемы орнаментации и жанровую тематику.

Циновки в их современной аранжировке выполнены Замудином Гучевым на основе исторически сложившихся параметров.

Декоративные панно в технике резьбы по дереву созданы Рамазаном Хуажевым. «Праздник. Скачки», «Голос памяти», «И будет род…» демонстрируют оригинальную выразительность обычного материала.

Многообразие собрания сложилось в тематические комплексы произведений художников Адыгеи: «Прошлое и настоящее», «История в картинах», «Фольклор в изобразительном искусстве», «Пейзаж», «Женский портрет».

Внимание к местному творческому материалу является доминирующим направлением в практике Галереи, поэтому ему отведена большая часть фонда. Дополняют его известные художники юга России: Я. А. Аккизов, Ш. Е. Бедоев, М. И. Келехсаев, Г. С. Паштов, К. А. Хетагуров, В. М. Чемсо, Г. Х. Бжеумыхов.

Стремясь к расширенному исследованию изобразительного искусства и активному воздействию на его развитие, сотрудники Картинной Галереи внедряют новые формы работы. Результативным стало проведение передвижных выставок в Республике  Адыгея, Карачаево-Черкесии,  Северной  Осетии — Алания, Краснодарском крае. Таким образом постепенно восстанавливаются утраченные культурные связи с другими регионами.

Благодаря сочетанию просветительской, экспозиционной и коллекционной деятельности Картинная галерея стала одним из основных культурных центров республики.

Представляемая экспозиция составлена из лучших произведений ведущих художников Адыгеи и выстроена таким образом, чтобы одновременно показать глубины национальной традиции и оригинальность современной художественной стилистики в воплощении общезначимых человеческих ценностей — ценностей мира и добра.

Людмила Гунина

Член Союза художников России

искусствовед