Акция «Золотое шитье адыгов»

#Золотоешитьеадыгов

В рамках акции «Золотое шитье адыгов» в социальных сетях, в День Черкешенки или День Сатанэй, героини Нартского эпоса адыгов и мастерицы по золотому шитью.

Картинная галерея Республики Адыгея представляет из своей коллекции 14 предметов живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, следующих художников: Амасьян Павел Григорьевич — «Праздник в ауле Уляп»; Мельников Дмитрий Иванович «Праздник в Адыгее»; Гогуноков Мухарбий Айсович – «Мать», «Радость жизни», «Дружба», «Рождение поэмы»; Гучев Замудин Лелович – «Циновки» и другие.

Золотое шитьё адыгов (черкесов) – традиционный вид декоративно-прикладного искусства с многовековой историей. Изысканные золотошвейные предметы, созданные руками адыгских вышивальщиц, отличают художественная тонкость и виртуозность исполнения, изящество фактурных узоров, красота построения орнаментальных композиций, высокая ценность и исключительность материалов. Многие золотошвейные произведения адыгов уникальны и неповторимы, представляют собой подлинные произведения искусства и вызывают у ценителей прекрасного неизменное восхищение. На протяжении веков в декоративно-прикладном искусстве адыгов (черкесов) сформировался особенный черкесский стиль, который проявил себя в орнаменте, ювелирном и оружейном деле, кожаных изделиях, резьбе по дереву, костюме, тканях, шитье золотом и серебром, ручном ткачестве.

Многое из того, что было создано руками мастеров черкесов (адыгов), разрушило неутомимое время. Недолговечность материалов, применявшихся в вышивке, активное использование вышитых предметов в быту — главные причины того, что дошедшие до нас образцы народной вышивки сделаны в основном в середине XIX — начале XX века. Это наследие отмечено богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, многообразием и совершенством техники исполнения. Все это — примеры зрелого мастерства, свидетельствующие о древности и популярности вышивки в быту у адыгов.

Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) считалось обязательным для девушек из знатных семей. Этому искусству начинали обучать рано. Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к старшим, уважение к труду. Человек, создававший прекрасные работы, был таким же гармоничным, как его произведения. Не случайно исследователи считают искусство проявлением национальной культуры.

Праздничный наряд знатной черкешенки был очень красив и своеобразен. Основу костюма составляло распашное до пола платье из бархата или плотного шелка, богато украшенное золотым и серебряным шитьем и такими же галунами. Чаще всего встречались ткани темно-красного, черного, реже — синего, фиолетового и темно- зеленого цветов.

В золотом шитье народов Северного Кавказа ярко прослеживаются их взаимовлияние и черты общности. Золотое шитье как вид искусства с его характерным орнаментом возрождается в наше время.

Орнамент является определяющим компонентом народно-прикладного искусства адыгов. Образцы орнамента нашли яркое выражение в произведениях их многовекового творчества: в плетении циновок, украшении одежды, резьбе по дереву, в тонких узорах золотого шитья и ювелирных изделий.

Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами.

Орнамент у адыгов формировался на тех же составляющих элементах, что и орнамент других народов: реалистические и схематические рисунки, магические и культовые знаки, тамговая система и солярные знаки.

Конец XIX — начало XX веков — период, когда золотошвейные изделия вытеснялись фабричными. Но при всех обстоятельствах искусство золотого шитья не исчезло из быта адыгов. В настоящее время традиции его пытаются возродить в современном декоративном искусстве.