На чужбине

Данная работа «На чужбине» – пример графической работы в технике литография, где реализм в равной степени сочетается с символизмом. На первом плане картины мы видим фигуру пожилого черкеса, он сидит задумавшись, облокотившись на сухую трость. Вид его удрученный, а думы его, надо полагать, неутешительные. На минорную тональность нам указывает задний план, который будто бы отражает внутренние переживания мужчины. Очертания зданий, в правой стороне – мечети – всё это рушится у него за спиной, и падает в воду, и мы видим, что герой буквально сидит на осколках своей культуры. На такие печальные идеи его могли навести размышления об утрате черкесами родины во время Русско-Кавказской войны, размывании национальной самоидентичности, забвение языка, традиций. Это картина-предупреждение, ведь сам автор за всю жизнь внес очень большой вклад в сохранение и развитие адыгейской культуры, так что сказать, что она утрачена, конечно, нельзя.

Автором графической работы «На чужбине» является Заслуженный художник Республики Адыгеи и Карачаево-Черкесской Республики, Заслуженный работник культуры Российской Федерации Абдулах Махмудович Берсиров. Художник окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. За годы творческой работы Берсиров проявил множество граней своего художественного дарования. Многие его творения получили премии и отмечены призами. Абдулах Махмудович — один из ведущих художников Адыгеи, участник зональных, республиканских, областных и зарубежных выставок. В 1992, 1998 г. прошли его персональные выставки в Анкаре, Стамбуле, Дамаске. С начла 90-х он является директором Картинной галереи Республики Адыгея. Знания по этнографии, истории и культуре древности и умение преломлять их через призму современных тенденций развития искусства помогают ему создать высокохудожественные произведения.
Как архитектор и знаток мировой культуры он часто обращается к наследию и ценностям разных цивилизаций человечества. Большое количество работ посвящено теме исторического развития черкесского народа.