Дагестанский мотив

Живописная работа «Дагестанский мотив» написана 1984 году Членом Союза художников России Атласкировым Рамазаном Масхудовичем. Атласкиров учился в Ленинградском театральном институте, там же работал художником, оформлял спектакли и создавал картины, так или иначе связанные с театральной тематикой. В Ленинградском театральном институте он вобрал в себя культуру великого города, привнес немало новаторских идей в театр и изобразительное искусство Адыгеи. Его работы в жанре портрета лаконичны и выразительны. Полотна, созданные им, кроме яркой театральности, наполнены жизненной правдой. Рамазан Атласкиров участвовал во всероссийских, республиканских, зональных, краевых, городских, персональных выставках.
Картина «Дагестанский мотив» представляет собой довольно безрадостный пейзаж, весьма отличный от прекрасных локаций реального Дагестана. Перед нами небольшой холм, вершина которого – центр композиции. На холме покинутые и рассыпающиеся дома, напоминающие больше сельскохозяйственные постройки. Всё в этом пейзаже мертвое – земля без травы, деревья без листьев, дома без людей, небо без проблеска, затянутое тяжелыми грязными тучами. Только две белые козы выбиваются из этой безрадостной картины даже в цветовом отношении. Автор использовал болезненную грязно-желтую гамму, однако две козы выделены более светлыми оттенками. Неизвестно, была ли эта работа иллюстрацией к театральной постановке, но ее общее трагическое настроение рифмуется с еще одной работой данного автора – «Старость», где по такому же холму к старому дому поднимается пожилой человек. Здесь два живых элемента удаляются от дома, но, в отличии от старика, они приспособлены к жизни в таких условиях, козы здесь – элементы надежды, нечто положительное во всей удручающей композиции. Автор, по словам современников, воспринимал Дагестан как безжизненную землю, по каким-то возможно личным причинам, он видел эту местность именно так.
Обе работы заставляет зрителя задуматься о конечности, смерти и, в то же время, о ценности жизни в любом ее проявлении.