Очаг

Работа А.М. Берсирова «Очаг» созданная в 1983 году олицетворяет мироустройство, которое художник трактует в своем творчестве. Центром картины является огромный очаг, вытянутый вертикально и делящийся горизонтально на несколько разных историй. Художник изображает существующий порядок и взаимосвязь всех объектов мира, космоса, началом которого является огонь домашнего очага. Нижний этаж представляет собой традиционное жилье адыгов с характерными бытовыми компонентами: циновкой на полу, глиняными сосудами и сыром, разложенным на плетенном коврике. Старшая женщина, поддерживающая огонь в печи, передает свои знания младшему поколению. А над ними горные аулы, мужчины, включенные в хозяйственные и военные процессы, горные вершины и горнила очагов, уходящие в космос. Своеобразное построения элементов произведения, их взаимосвязь и взаимовлияние вот основная тема повествования.

Берсиров Абдулах Махмудович, Заслуженный художник Адыгеи и Карачаево-Черкесской Республики, Заслуженный работник культуры России. Выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. А. М. Берсиров – один из ведущих художников Адыгеи, участник зональных, республиканских, областных и зарубежных выставок. Персональные выставки: Майкоп, Краснодар, Нальчик, Анкара, Стамбул, Дамаск. Огромен творческий потенциал художника: архитектура, живопись, графика. Архитектурные этносооружения Соборная мечеть, монумент «Памяти и Согласия», этнографический комплекс «Кавказский аул», являются значимыми объектами Республики Адыгея. Абдулах Махмудович автор эскизов всех правительственных наград Республики Адыгея. Художественный фильм на адыгейском языке – «Сумерки надежд» (1994), главным художником которого был А. М. Берсиров, получил премию на кинофестивале в Испании в номинации «Лучшая этнография». В его художественном арсенале создание плакатов, оформление книг (более 50), журналов «Новый мир», «Глагол Кавказа», альманаха «Дружба». С 1990 года и по настоящее время является директором Картинной галереи Республики Адыгея.