Джемтлохский лес

Работа «Джемтлохский лес» написана Заслуженным художником Республики Адыгея, Народным художником Республики Адыгея Султаном Мухаджировичем Умаровым. Художник начинал свою творческую деятельность в Нальчике, где работал художником-оформителем и занимался в студии изобразительного искусства. Уже в зрелые годы, проживая в г. Майкопе, работал художником-оформителем в городском парке. Султан Умаров писал, параллельно занимаясь декоративно-оформительской работой, а между тем внутри рос профессиональный художник с глубоким осмыслением природы, истории, судьбы своего народа. Он много писал с натуры этюды Кавказских гор в Адыгее, Кабардино-Балкарской Республике, Дагестане. Художник работает в графике и живописи. Создана масса пейзажей и бытовых картин. Примером такой работы может служить и «Джемтлохский лес». Этот пейзаж отсылает зрителя к временам языческих верований адыгов.

Священные деревья и рощи посвящались отдельным божествам и покровителям. «Есть за Лабою роща и леса, — пишет М.Ф.Сталь, — посвященные богам; рощи эти и в настоящее время остаются священными. Джемтлохский лес был посвящен богу изобилия (Тхьэгъэлэдж), и в этом лесу ежегодно абадзехами приносилась белая птица в жертву».

В работе А.Шортанова описывается, как в 1841 г. во время покорения Кавказа генерал Г.Х.Засс совершил набег между рекой Белой и Пшехом, где находился Джемтлохский лес. Из-за того, что здесь находились священные деревья и роща, горцы с невероятной яростью защищали этот лес. Царские войска были разбиты, генерал Засс был ранен, и горцы утверждали, что сам Тхьэ наказал Засса за его бесчинства на священных местах. Входить без культовых надобностей в священные рощи, прикасаться к деревьям острыми предметами, вырубать их считалось большим грехом. Таким почитанием окружались самые разные породы деревьев, такие, как, например, груша. По данным Дж. Фрэзера, ее считали покровительницей скота. Осенью в лесу срезали молодую грушу, приносили в дом, обвешивали свечами, к верхушке привязывали сыр, и ему поклонялись как божеству. Вокруг нее танцевали и пели. Она оставалась в доме до следующего года.

Ныне на месте священной рощи Джамтлох расположен Белореченский химзавод.