НАРТСКИЙ ЭПОС

Автор работы «Нартский эпос» знаменитый мастер живописи, Заслуженный художник Кубани Айса Асланчериевич Хапишт. Мироощущение художника сформировалось благодаря следованию адыгэ хабзэ. Тонкое восприятие духовного начала в человеке пришло к нему с возрастом и житейским опытом, это художник и воплощает в своих творениях – эскизах, графике, портретах, пейзажах, натюрмортах. Айса Асланчериевич Хапишт принадлежит к числу тех художников, картины которого создают ощущение связи с ушедшей эпохой, причастности к истории и культуре своего народа, своей Родины.
Работа «Нартский эпос» выполнена в технике «монотип». Это способ ручного изготовления печатной формы: на материал наносят многокрасочный рисунок, с которого можно получить только один оттиск.
Картина представляет собой иллюстрацию к известному сюжету из нартского эпоса про встречу Адыиф и Сосруко (абх. Сасрыҟәа, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, ингуш. Сеска-Солса, осет. Сослан, карач.-балк. Соcурукъ). Работа включает в себя только самые важные элементы – лица героев и на заднем плане фигуру легендарного коня нарта – Тхожея. Композиционно картина замкнута направлениями лиц героев друг к другу, зритель оказывается свидетелем самого трогательного и чувственного момента, когда Адыиф понимает, что наконец-то встретила того, кто уважает её. Недаром на картине они занимают равное положение, таким композиция отражает глубинный смысл сюжета об Адыиф. Динамика работы создается за счет нежного прикосновения Адыиф к лицу Сосруко, и в этом движении художник смог выразить всю суть женской любви – доверие, благословение, заботу и красоту.
Пропорции лиц и руки утрированы, но в данном случае органично сочетаются со сказочным сюжетом, наполненным волшебными символами, животными и предметами. Однако же, художник тщательно прописал тонкие черты лица черкесов, уделил особое внимание головным уборам.
Трогательная, сказочная, несущая в себе поучительную историю о взаимоуважении и любви – картина «Нартский эпос» по праву занимает свою позицию на множестве выставок Картинной галереи Республики Адыгея, а ее автор пользуется неизменным уважением.