Махмуд Гарунович Тугуз (1938-2011) – Заслуженный художник Республики Адыгея. Выпускник Художественно-графического отделения Краснодарского педагогического института. Графика художника, основанная на мифологических, батальных или спортивных сюжетах, всегда динамически насыщенная, часто с неожиданными композиционными решениями. В цветных сериях автор выделяет центр композиции красным цветом, акцентируя внимание зрителя. Вместе с тем графическим листам художника свойственна чувственность полнокровных лиц и фигур, нередко героика, смягченная лиричностью.
ПРИГЛАШЕНИЕ
Картина «Приглашение» написанная в 1986 году, автором Махмудом Гаруновичем Тугузом, выполнена в технике цветной линогравюры. Автор в правом нижнем углу расположил художника за мольбертом, рисующего быстро развивающийся современный город Майкоп. Художник нарушая законы перспективы разместил друг за другом все значимые сооружения находящиеся в Майкопе того времени. Это и памятники архитектуры: Дом офицеров, бывший дом купца второй гильдии, первого городского главы Дмитрия Зинковецкого и бывшая аптека Альтшулера, где сейчас находится редакции республиканских газет «Адыгэ макъ» и «Советская Адыгея». И современные многоэтажные жилые дома, здание больницы, строительные площадки и промышленные предприятия, и, конечно, прекрасное архитектурное сооружение – здание филармонии – автором которого является художник и архитектор Абдулах Берсиров. Посредине картины автор расположил въездную стелу города с огромной чашей, наполненной яблоками (название города переводится как долина яблонь). Подтверждая слова песни «мой солнечный город Майкоп» художник наполняет картину теплой палитрой цветов и оттенков.
ПАМЯТНИК В.И.ЛЕНИНУ
Отдельного внимания заслуживает картина «Памятник В.И.Ленину», в которой автор не только сумел продемонстрировать в графике колористические возможности, но осуществил тонкий и сложный отбор в архитектуре столицы Адыгеи. Художник в таком необычно-выгодном ракурсе предлагает знакомые строения, что невольно удивляешься и восхищаешься его умением подчеркнуть и увидеть красоту знакомых мотивов и заново открыть для себя архитектуру родного города.
НОВЫЙ ТЕАТР
Автор не только сумел продемонстрировать в графике колористические возможности, но осуществил тонкий и сложный отбор в архитектуре столицы Адыгеи. Художник в таком необычно-выгодном ракурсе предлагает знакомые строения, что невольно удивляешься и восхищаешься его умением подчеркнуть и увидеть красоту знакомых мотивов и заново открыть для себя архитектуру родного города.