Передвижная выставка «Искусство без границ»

С 26 августа 2021 года открылась передвижная выставка «Искусство без границ» из фондов ГБУК РА «Картинная галерея Республики Адыгея»в Муниципальном бюджетном учреждении культуры города Сочи «Сочинский художественный музей им. Дмитрия Дмитриевича Жилинского».

Мероприятие проходит в рамках Государственной программы Республики Адыгея «Развитие культуры», пункт плана реализации программы: 1.3. «Поддержка профессионального искусства, художественного творчества, развитие международных связей».

Данная тема исключительно актуальна. Именно искусство, обращаясь к общечеловеческим идеалам, выстраивает между людьми неразрываемые духовные связи, проявляющиеся во взаимном уважении и интересе друг к другу.

Экспозиция сформирована к 40-летию образования Галереи, поэтому в нее условно вошли 40 произведений живописи и графики. Они демонстрируют стилистическое своеобразие художников в незыблемых рамках реализма.

В работах Г. Т. Клюжина, С. П. Амасьяна, В. Ф. Баркина – это реализм в его классическом определении с акцентом на достоверности изображения; в композициях Э. Н. Овчаренко – он интерпретирован как неоманьеризм с элементами деформации и цветовой лаконичности; в произведениях Т. Г. Манакьяна – доминирует супрематизм.

Представлены все основные жанры: тематические композиции Б. И. Воронкина, С. М. Умарова; натюрморты В. В. Иващенко И. В. Бредихиной, Ю. Г. Кириченко.

Наиболее масштабно и эмоционально-наполнено выражено разнообразие пейзажа Адыгеи: горный массив перекрывающий небо И. В. Соколова; мощные, многоярусные склоны А. Г. Манакьяна; бронзово-золотистый лес Д. И. Мельникова; встревоженная солнечными бликами река Г. Б. Назаренко; распаленные осенним ветром деревья Н. А. Дидичева…

В работах А. М. Берсирова пейзаж переплетается с историческими событиями. Опираясь на образную выразительность мифологических персонажей, он приходит к индивидуальной реконструкции исторических явлений, продлевая их в современность и бесконечность. Феноменален в этом аспекте цикл «Адыгский календарь».

Н. Г. Ловпаче, применяя методику декоративизма, досконально-детализировано изображая бытовую и культовую атрибутику, воссоздает утраченную сферу адыгских легенд и сказаний.

М. Г. Тугуз оригинально осмысливает древние предания  «Лаго-Наки», А. М. Куанов, поэтизируя жизненный уклад адыгов, делает усиленный акцент на его духовной самобытности.

Философское осознание национальной культуры свойственно Ф. М. Петуваш. Аскетичный офорт «Священное дерево адыгов», выражает эзотерическую связь человека и природы. Дерево, избранное молнией, становится объектом поклонения и сосредоточения самых сокровенных и гуманных ценностей. Ценностей мира и добра.

Каждая выставка – это уникальная эстетическая среда, которая объединяет прошлое и настоящее в пространстве искусства. Представляемая экспозиция, составленная из лучших произведений ведущих художников Адыгеи, выстроена таким образом, чтобы показать глубины национальной традиции, оригинальность современных творческих приемов и совместимость с принципиальными позициями мастеров искусства Юга России.

Выставка продлится до 20 сентября 2021 года.

Искусствовед Людмила Гунина