Персональная выставка произведений Умарова С.М., посвященная 85 – летию автора.

С 14 по 24 декабря 2017 года в Картинной галерее Республики Адыгея пройдет персональная выставка произведений Умарова С.М., посвященная 85 – летию автора.

Член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Адыгея

УМАРОВ СУЛТАН МУХАДЖИРОВИЧ

Султан Умаров на фоне Союза художников Адыгеи представляет собой особый романтически — колористический островок, отодвинутый вглубь и оттуда изучающий яркий, отличный от всех окружающих, радужный свет.

С первого взгляда в пейзажах нашего живописца замечается ярко выраженный декоративный стиль. Он выражается в первую очередь в колорите, формируемом чаще всего на основе  контрастной цветовой гармонии. Таким образом, сгармонировать интенсивные теплые и холодные цветовые пятна на картине всегда труднее, чем нюансно сближенные. Но Султан, благодаря природному дару цветовидения, с этой задачей успешно справляется. Некоторые композиции художник пишет классически. Моделируя объемы скал, террас, хребтов цветопластично; располагая три – четыре плана в глубину и добиваясь впечатления далекого пространства, подобно рериховской «Брамапутре». Странно, что вопреки ожиданиям произведения художника не выглядят колористически резкими.

Это потому что художник внимательно разбирает цветовую композицию промежуточными примиряющими пятнами, а форму плоскостями и добивается равновесия теплого и холодного. Горный мир в его пейзажно  — сюжетных композициях предстает необычным, экзотичным иногда праздничным, порой трагико – драматичным, но всегда романтичным.

Есть в творчестве Умарова Султана особый сказочно – детский цикл. Любая  композиция из этого творческого раздела может смело исполняться на стене детского сада в росписи.

Умаров бесконечно предан горному Кавказу, поэтому он обожествляет его. Если внимательно всматриваться в его пейзажи, почти  в каждом из них находишь антропоморфные скалы, вершины,  горные потоки, облака. Такой материализм, оживляющий неживую природу, присущ творцу, тонко и глубоко чувствующему связь и родственность человека со своим создателем.

 В коллекции Султана – большая серия пейзажных этюдов, написанных на пленэре  с натуры. Подавляющая часть их удовлетворяет всем требованиям российского реалистического искусства.  Обычно художники активно используют этюдный материал, опирая на них композицию, колорит, насыщая сюжетикой.  Для Умарова  практика, пройденная в молодости, послужила средством фиксации в памяти элементов, состояний, образов природы. Сам Султан творит изображения «гор его собственного вымышленного мира», не оглядываясь на этюды. Но, благодаря, реалистическим этюдам, он выучил свои горы «наизусть» и может писать их бесконечно по – новому, не повторяясь с «закрытыми глазами»