СЕРИЯ «ТРИ СТАРИКА»

Серия работ «Три старика» включает в себя четыре картины: «Спор», «Недовольство», «Приз!» и «Поединок». Все работы связаны сюжетно, композиционно и стилистически.
Они складываются в историю, которая допускает множество интерпретаций. Сюжет этой сцены не опирается на какое-либо фольклорное произведение, автор дает зрителю полную свободу восприятия. Работы выполнены гуашью и темных оттенках, стилистически все картины приближены к иллюстрациям.
Абдулах Берсиров — выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, Заслуженный художник Республики Адыгея, Народный художник Республики Адыгея, Заслуженный работник культуры РФ, член Союза художников России, член Союза архитекторов России, постоянный участник республиканских, региональных, зональных и международных выставок с произведениями в материалах живописи и графики.

Недовольство


Картина «Недовольство» написана в 1983 году и входит в серию бытовых сценок «Три старика». Автор не случайно обращается в данной серии к трем образам. Следуя общепринятым правилам литературного жанра («Было у отца три сына», «Святая троица», «Три всадника», «Три товарища» и т. д.), художник исследует три разных человеческих архетипа личности. Ярко прописан характер каждого. Один – забияка, шумный и подвижный, второй – в поисках истины постоянно вступающий в спор с первым, и третий – мыслитель, третейский судья, безмолвно наблюдающий за своими друзьями. Символическая тройка друзей, которые даже в почтенном возрасте остаются детьми. Очередной спор возникает между двумя закадычными друзьями. Теперь одного из них не устраивает, то, как его сосед ставит свой плетенный забор чеу. Он обходит дерево, растущее на его пути, хотя, по мнению «Знатока», необходимо оплести дерево ветвями, включив таким образом растение в постройку ограды. Пока двое выясняют отношения, третий – «третейский судья» – наблюдает со стороны, мудро не вступая в конфликт. Картина выполнена гуашью в темных тонах и лишь белые бороды стариков ярко контрастируют на общем фоне, выделяя главных персонажей.

Спор

Картина «Спор» написана в 1983 году и входит в серию бытовых сценок «Три старика». Автор не случайно обращается в данной серии к трем образам. Следуя общепринятым правилам литературного жанра («Было у отца три сына», «Святая троица», «Три всадника», «Три товарища» и т. д.), художник исследует три разных человеческих архетипа личности. Ярко прописан характер каждого. Один – забияка, шумный и подвижный, второй – в поисках истины постоянно вступающий в спор с первым, и третий – мыслитель, третейский судья, безмолвно наблюдающий за своими друзьями. Символическая тройка друзей, которые даже в почтенном возрасте остаются детьми. Динамизм картины «Спор» достигается использованием контраста цветов и наличием трех плоскостей композиции. Горизонталь создают параллельные друг другу штабеля дров, на которых восседают герои, горы, освященные луной и фрагменты одежды, поддетые ветром. Диагональ выстраивают раскинутые руки одного из стариков, увлеченного спором, а также повернутая к нему голова второго. Вертикаль – это две основы из бревен в нижней части композиции. Отдельно автор расположил фигуру «Мыслителя», задумавшись, он вглядывается в даль. Между ним и двумя другими не происходит «изобразительного события», но внутренняя связь этих персонажей несомненна.

Поединок

Картина «Поединок» написана в 1983 году и входит в серию бытовых сценок «Три старика». Автор не случайно обращается в данной серии к трем образам. Следуя общепринятым правилам литературного жанра («Было у отца три сына», «Святая троица», «Три всадника», «Три товарища» и т. д.), художник исследует три разных человеческих архетипа личности. Ярко прописан характер каждого. Один – забияка, шумный и подвижный, второй – в поисках истины постоянно вступающий в спор с первым, и третий – мыслитель, третейский судья, безмолвно наблюдающий за своими друзьями. Символическая тройка друзей, которые даже в почтенном возрасте остаются детьми. На картине изображен момент, когда выяснение отношений двух спорщиков достигло своего апогея, они вступили в схватку. Сняв папахи, откинув пояса с кинжалами в сторону, бойцы вступили в рукопашный бой. Третий – «третейский судья», контролирует ход поединка на «татами». Художник с юмором демонстрирует технику проведения болевого приема. Зритель с трудом определяет соответствие частей тела персонажей, впечатляет рельеф мышц «стариков», их желание драться до конца. Скрещенные руки и ноги, повернутые в разные стороны головы главных героев создают напряжение и вносят в композицию динамичность.

Приз!

Картина «Приз!» написана в 1983 году и входит в серию бытовых сценок «Три старика». Автор не случайно обращается в данной серии к трем образам. Следуя общепринятым правилам литературного жанра («Было у отца три сына», «Святая троица», «Три всадника», «Три товарища» и т. д.), художник исследует три разных человеческих архетипа личности. Ярко прописан характер каждого. Один – забияка, шумный и подвижный, второй – в поисках истины постоянно вступающий в спор с первым, и третий – мыслитель, третейский судья, безмолвно наблюдающий за своими друзьями. Символическая тройка друзей, которые даже в почтенном возрасте остаются детьми. В данной сценке три друга устроили состязание, наградой победителю служит баран, смиренно сидящий на земле. Перелетая на коне через чеу (плетенный забор) «Забияка» демонстрирует лихой конкур, под восхищенные взоры своих товарищей. Поражает невероятная виртуозность художника в изображении летящего коня, который становится не только центром композиции, но и символом былой удали друзей.