Выставка «Искусство без границ» из фондов Картинной галереи Республики Адыгея

09 февраля 2022 года, после проведенного капитального ремонта выставочного зала Картинной галереи Республики Адыгея, состоялось открытие выставки «Искусство без границ» из фондов Галереи.

Капитальный ремонт проведен в рамках комплекса мероприятий, посвященных празднованию 100-летия образования Республики Адыгея. 

Торжественное открытие мероприятия вел директор Картинной галереи Республики Адыгея Заслуженный работник культуры России, Заслуженный художник Республики Адыгеи и Карачаево-Черкесской Республики Берсиров Абдулах Махмудович.

На открытии присутствовали:

— Глава Республики Адыгея Мурат Каральбиевич Кумпилов;

— Глава муниципального образования «Город Майкоп» Митрофанов Геннадий Алексеевич;

— Министр культуры Республики Адыгея Аутлев Юрий Шумафович;

— Начальник отдела Министра культуры Республики Адыгея Шеуджен Бэла Салатчериевна;

— Директор Северокавказского филиала Государственного музея искусства народов Востока Сообцокова Аминат Шабановна;

— Заслуженный художник Республики Адыгея, Член Союза АРО ВТОО «Союза художников России» Хуажев Рамазан Довлетбиевич;

— Заместитель Директора Национального музея Республики Адыгея Шовгенова Нальмес Зауровна, а также средства массовой информации.

На выставке экспонируются работы художников Адыгеи и Северного Кавказа,

произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Всего представлено 100 предметов. Хронологически охвачен период с 1960-х до 2021 года.

На выставке «Искусство без границ» обозначены несколько тематических комплексов.

В фольклорно – историческом направлении работают практически все художники, отстаивая при этом личное понимание исследуемой проблематики.

Ф.М. Петуваш «Черкесские груши», А.М. Берсиров «Абрек», Т.М. Кат «Мелодия» размышляют о мире и человеке в этом мире.

С.М. Умаров «Шапсугский пейзаж», Н.Г. Ловпаче «Триалог культур» тяготеют к мозаичной реконструкции исторических фактов.

Достаточно полно представлены жанры портрета, пейзажа и натюрморта.

Выразительны пейзажи Б.И. Воронкина «Теплая осень», В.Г. Бредихина «Старый Майкоп», Г.Б. Назаренко «Осенний день», В.Е. Нихотина «В горах на водопое», В.Г. Клюжина «Город строится». Эти художники применяют ясные цветосветовые характеристики состояний природы.

Динамичны произведения М.Г.Кабулова «Сирота», Х.М.Келехсаева «Старый Цхинвали», Р.Н.Цримова «Танец млечного пути».

Мощная экспрессия характерна работам Э.Н. Овчаренко «Терраса», Д.А. Манакьян «Натюрморт», О.Л.Бреславцевой «Тюльпаны», С.В.Филатова «Рыба и хлеб».

Масштабно представлена графика.

Демонстрируются несколько работ в технике акварели: Ф.М. Петуваша «Амазонка», А.М.Куанова «Старые вербы», И.В. Бредихиной «Прощание с зимой».

Дополняют раздел листы в технике офорта. Это листы 80х годов Ф.М.Петуваша «Священное дерево», Т.М.Кат «Космос», М.Г.Тугуза «Скачки», А.В. Резюкина «Робинзон и остров», А.В.Егорова «Цветущее дерево», Ю.Г.Кириченко напоминающие о триумфе понятия «Графика Адыгеи».

Скульптура представлена композициями Г.Х.Бжеумыхова «Чабан», А.А. Шекояна «Буйвол», «В горах», «Пахарь» и А.Х.Ачмиз «Портрет девушки».

Как всегда мощно представлен самый благодатный жанр – ДПИ. Он наиболее ярко выражает оригинальность национальной культуры, обусловленную традиционным бытом и этикетом.

Панно «Радость жизни» М.А. Гогунокова, «Путь» Г.А. Абредж выполнены с эффектом монументальности, Е.В. Абакумова «Натюрморт с кувшинами» делает акцент на хрупкости ускользающей красоты.

Знаковым элементом культуры адыгов является циновка. Ее воскресил и вернул в сферу современного музейного и интерьерного бытования З.Л. Гучев. Циновки органично дополнены музыкальными инструментами. Это шичепшины, изготовленные З.Л.Гучевым и К.Х.Тлецеруком.

Эмоциональность персонажей и щепетильная продуманность темы, свойственны изделиям Р.Д. Хуажева. Его жанровое панно «Победитель» – своеобразная притча, эмоционально объединившая прошлое и будущее.

Экспонируемые произведения, при всей разнохарактерности, иллюстрируют перспективность художественных тенденций, основанных на общности этических и эстетических позиций мастеров искусства современности.

Выставка продлится до 24 февраля 2022 года.